Выращивание гамбургеров и стейков из культивируемых клеток можно рассматривать как будущее мясной промышленности, но новый анализ показывает, что массовое производство выращенного в лаборатории мяса с использованием современных технологий может быть значительно хуже для окружающей среды, чем настоящая говядина. В настоящее время мясо на основе клеток животных производится только в очень небольших масштабах и с экономическими потерями, хотя еще не прошедшее экспертную оценку исследование предполагает, что масштабирование процесса может привести к увеличению выбросов в 4 – 25 раз, чем мировая мясная промышленность. Исследование в настоящее время доступно в виде препринта на сайте bioRxiv.
По словам авторов исследования, «миллиарды инвестиционных долларов были специально выделены в сектор лабораторного мяса с тезисом о том, что этот продукт будет более экологически чистым, чем говядина». Однако, хотя выращенное в лаборатории мясо действительно устраняет потребность в земле, воде и антибиотиках при выращивании крупного рогатого скота, исследователи объясняют, что большая часть интереса к культивируемому мясу была вызвана неточным анализом выбросов углерода.
Проблема, по их словам, в том, что многие из этих отчетов моделировали воздействие такого мяса на климат с использованием технологий, которые либо не существуют, либо вряд ли будут работать. Например, в одном часто цитируемом исследовании оценивались выбросы углерода при производстве лабораторного мяса с использованием гидролизата цианобактерий в качестве сырья для клеток. Однако исследователи этого последнего анализа объясняют, что «это не технология или сырье, которые в настоящее время используются для пролиферации клеток животных, и это не то, что в настоящее время близко к осуществимости».
В других широко разрекламированных отчетах была предпринята попытка проанализировать воздействие на окружающую среду культивируемого мяса, произведенного с использованием компонентов пищевой среды для выращивания. Однако в настоящее время этот процесс возможен только с использованием питательных смесей фармацевтического качества, очищенных до гораздо более высокого уровня.
Исследователи говорят, что именно этот процесс очистки в настоящее время составляет большую часть выбросов, связанных с производством лабораторного мяса. В частности, удаление эндотоксинов, выделяемых бактериями в окружающую среду, абсолютно необходимо для создания культивируемого мяса, поскольку даже небольшое количество этих токсинов в среде выращивания может предотвратить пролиферацию клеток.
«Культура клеток животных традиционно производится с использованием компонентов питательной среды, которые были очищены для удаления/уменьшения содержания эндотоксина», — пишут авторы исследования.
«Использование этих методов очистки вносит значительный вклад в экономические и экологические затраты, связанные с фармацевтическими продуктами, поскольку они требуют больших затрат энергии и ресурсов».
При постоянном использовании высокоочищенной среды для выращивания, по оценкам исследователей, каждый килограмм ACBM производит от 246 до 1508 кг выбросов углекислого газа. Основываясь на этих цифрах, они подсчитали, что потенциал глобального потепления культивируемого мяса в 4 – 25 раз выше, чем у розничной говядины.
Большая часть этого воздействия обусловлена потребностями в ископаемом топливе, связанными с очисткой компонентов питательной среды. По словам авторов исследования, это от трех до 17 раз больше, чем количество, используемое для производства бескостной говядины.
Основываясь на этих расчетах, исследователи пришли к выводу, что «воздействие на окружающую среду производства ACBM в краткосрочной перспективе, вероятно, будет на несколько порядков выше, чем среднее производство говядины, если для производства ACBM используется высокоочищенная питательная среда».
Предлагая решение, авторы предполагают, что разработка клеточных линий, которые могут переносить более высокие уровни эндотоксинов, может снизить потребность в энергоемких процессах очистки, тем самым снизив воздействие выращенного в лаборатории мяса на окружающую среду.