Российские птицеводческие компании активно диверсифицируют каналы сбыта своей продукции. Это нужно для профилактики перенасыщения отечественного рынка. Одним из наиболее перспективных рынков может стать Африка. Об этом в интервью «Агроэксперту» сообщил генеральный директор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов.
Он отметил, что российские компании несколько лет назад поставили для себя задачу расширения географии поставок. Это было связано с тем, что доля Китая в 2020 – 2021 годах превышала 50%. Высокая зависимость от одного рынка создавала риски для экспортеров.
«В результате мы ежегодно открываем новые направления», — рассказал изданию Сергей Лахтюхов.
В частности, развивается торговля со странами Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Саудовская Аравия по объему поставок уже вышла на второе место. А если убрать из подсчета куриные ноги и лапы, которые идут преимущественно в Китай, то по мясу птицы Саудовская Аравия вполне может претендовать на первое место, заметил глава союза.
О поставках в Африку
«Очень перспективными видятся страны Африканского континента. Мы начинаем ломать шаблон, когда Африка воспринимается как неплатежеспособная, с отсутствием логистики, инфраструктуры, невозможностью обеспечить холодовую цепь», — сказал Сергей Лахтюхов.
В Африке есть как нефтедобывающие страны, которые полностью зависят от импорта, и их это устраивает, так и страны, которые хотят развивать свое сельское хозяйство.
«Но для этого им нужны какие-то базовые технологии, поэтому Россия здесь может поучаствовать», — уточнил эксперт.
Потребительские предпочтения в странах Африки разнятся от страны к стране, причем они меняются. Востребованы не только гузка, спинно-лопаточная и пояснично-крестцовая части. Все больше большую популярность набирают традиционные SKU — голень, бедро, окорочок, обратил внимание эксперт.
«Осталось подсобить немножко и поработать над экономикой поставок», — добавил глава союза. Он напомнил, что выросли затраты на страхование международных перевозок и логистику. По словам Сергея Лахтюхова, в этой ситуации эффективен такой инструмент поддержки экспорта в страны Африки, как компенсация части стран на транспортировку в рамках постановления правительства 1104. «Это действительно востребовано», — отметил он.
Эксперт не стал называть оценок потенциального объема экспорта в Африку, но отметил, что как минимум в пять стран Западной Африки уже отгружается российская птицеводческая продукция. Причем, как бройлер, так и индейка. В целом поставлено уже более 1 тыс. тонн.
«Компании только пробуют, но потенциал там достаточно серьезный», — сказал собеседник «Агроэксперта».
По данным союза, в 2024 году Россия экспортировала в целом примерно 430 тыс. тонн продукции птицеводства против 346 тыс. тонн годом ранее.
«Ранее задействовали те пути, та инфраструктура, которая для нас удобна и дешева. Но оказалось, если чуть-чуть поработать, мы можем найти достаточно интересные новые ниши», – продолжил Сергей Лахтюхов.
Причем российские компании находят новые пути и в традиционные для себя страны. Например, при экспорте в срединную часть Китая стала преимуществом перед другими странами возможность поставок через Казахстан. Кроме того, в России на Дальнем Востоке есть граница с Китаем.
«Сегодня мы развиваем так называемый бесшовный путь: по железной дороге можем направлять продукцию за более короткий срок в центральные провинции. Это то преимущество, которое мы должны использовать и развивать», – отметил Сергей Лахтюхов.
Риск перенасыщения и падение рентабельности
По мнению Сергея Лахтюхова, главный стратегический риск для российских птицеводов — риск перенасыщения на отечественном рынке.
«Отрасль наращивает объемы производства, — подчеркнул он. — При этом ценовая конъюнктура на внутреннем рынке не обеспечивает показатели доходности, при которых предприятия могли бы осуществлять новые инвестиции в отрасль, модернизировать предприятия и дальше наращивать объемы производства».
Поэтому главная задача для отрасли — обеспечить необходимую рентабельность птицеводческих предприятий, добавил глава союза.
«Цены практически во всех каналах продаж с 2023 года упали усредненно на 40%. Сейчас отпускные цены у нас ниже уровня производственных затрат предприятий. При этом себестоимость только за прошлый год выросла там на 25 – 27%, за два месяца этого года — на 3,5 процентных пункта. И мы ожидаем, что рост себестоимости продолжится», — считает эксперт.
Сегодня мясо птицы является дефлятором, то есть среднегодовые цены ниже, чем цены прошлого года более чем на 5%.
«Надеемся, что начало шашлычного сезона нас не подведет, подстегнет потребительскую активность населения. Очень хочу пожелать всем нашим предприятиям, чтобы все-таки этот финансовый результат был положительным», — добавил Сергей Лахтюхов.
В начале года союз называл прогноз по росту производства продукции птицеводства в России в 2025 году на уровне 1,5%.
«Сейчас будем смотреть, насколько предприятия смогут в ситуации отрицательной рентабельности обеспечить свои базовые потребности по закупке кормов, инкубационного яйца и других необходимых средств производства. Но за два месяца прирост уже почти 30 тыс. тонн», — подытожил Сергей Лахтюхов.